Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; ctools_context has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/u1006270.plsk.regruhosting.ru/cezan.ru/sites/all/modules/ctools/includes/context.inc on line 30

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; ctools_context_required has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/u1006270.plsk.regruhosting.ru/cezan.ru/sites/all/modules/ctools/includes/context.inc on line 93

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; ctools_context_optional has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/u1006270.plsk.regruhosting.ru/cezan.ru/sites/all/modules/ctools/includes/context.inc on line 200

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; views_display has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/u1006270.plsk.regruhosting.ru/cezan.ru/sites/all/modules/views/includes/view.inc on line 2553

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; panels_cache_object has a deprecated constructor in /var/www/vhosts/u1006270.plsk.regruhosting.ru/cezan.ru/sites/all/modules/panels/includes/plugins.inc on line 117
История развития службы занятости населения в Комсомольске-на-Амуре | Центр Занятости Комсомольска-на-Амуре

История развития службы занятости населения в Комсомольске-на-Амуре

В 2016 году Краевому государственному учреждению  Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре исполнилось двадцать пять лет.
Несколько раз Центр менял свое название, но оставалась неизменной его основная функция  -  содействие трудоустройству граждан.
Существование безработицы в СССР  на официальном уровне признавалось лишь в период с 1918 по 1930 год. В декабре 1918 года был принят первый советский Кодекс законов о труде, который отразил новые принципы регулирования трудовых отношений.  Была введена трудовая повинность для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет.  Государственная монополия регулирования найма рабочей силы осуществлялась через систему органов  по труду: Главкомтруд, губернские,  уездные  и  городские  комитеты  по всеобщей трудовой повинности.
При НЭПе  управление трудовыми ресурсами  изменилось.  В 1922 году местные отделы распределения рабочей силы были преобразованы в биржи труда.   Возникла сеть органов обеспечения занятости,  которая насчитывала 280 бирж.
К 1930 году с безработицей было «покончено».  Появился расхожий тезис о том, что в результате успехов социалистического строительства в СССР, безработица полностью ликвидирована.
Несмотря на официальное отрицание безработицы,  в советское  время существовала система организационно-правовых мероприятий по содействию в устройстве на работу.
Осуществлялась она государственными органами по использованию трудовых ресурсов: Государственными комитетами Советов министров союзных республик,  управлениями Советов министров автономных республик,  соответствующими отделами исполкомов областных и краевых Советов депутатов трудящихся,   имеющими в отдельных городах и районах специальные бюро и уполномоченных по трудоустройству.   Посредством трудоустройства осуществлялось также привлечение трудоспособного населения в малообжитые районы на особо важные объекты строительства и новостройки.  Это была поддержка поголовной занятости, пусть даже в ущерб экономической эффективности.
Современная служба занятости создавалась в период, предшествующий распаду СССР,  когда противостояние союзного центра и реформаторски настроенного руководства РСФСР достигло предела.  Противоречия  между  Указами президента СССР    и  деятельностью республиканской власти,  так  называемая «война законов», не могли способствовать развитию нормального законотворческого процесса.
С другой стороны,  в республике,  формально еще находившейся в составе СССР,  происходили социально-экономические изменения,  которые не были просто реформами.  Это была смена формации, государственного строя, основ бытия.
Еретические еще вчера  рыночно - монетарные идеи,  становились доминирующими,  Это было время экономического романтизма по поводу рынка,  который якобы  должен расставить все  по своим местам.
Между тем в стране продолжался прогрессирующий  процесс дезорганизации экономики,  начатый в 1985 году.  Ситуацию осложняла политическая нестабильность и нарастание центробежных  тенденций.  Дальнейшее развитие экономики и страны в целом было трудно предсказуемо.
В середине октября 1990 года президент СССР  Горбачев М.С.  предложил съезду народных депутатов программу  «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике».
Несмотря на явную  иллюзорность программы, было понятно, что перейти к рынку без роста цен,  инфляции,  снижения жизненного уровня населения и безработицы не удастся.
Снижение объёмов промышленного производства, санация экономики, приватизация, изменение производственного профиля убыточных предприятий и другие причины привели к серьезному  росту безработицы.   Ее,  в условиях перехода к многоукладной экономике, было необходимо легализовать,  сделать статистической величиной,  зарегистрированным явлениям общественной жизни, которое подлежит измерению и оценке.  Рынок труда нуждался в правовом регулировании.
19 января 1991 года выходит постановление Совета Министров РСФСР  № 33  «О создании государственной службы занятости в РСФСР»,  а через три месяца,  19 апреля 1991 года,  принимается Закон РССР  «О занятости населения в РСФСР».
В Хабаровском крае государственная служба занятости населения была создана решением исполнительного комитета краевого Совета народных депутатов 12  апреля 1991 года.   Этим же решением  Центр по трудоустройству,  переобучению и профориентации населения города Комсомольска-на-Амуре  был реорганизован в Центр занятости населения города Комсомольска-на-Амуре.

Образование и развитие городской службы занятости населения.
Трудоустройство в советский период.
Бюро  по  трудоустройству.

В советское время система организационно-правовых мероприятий по содействию трудоустройству  осуществлялась государственными органами по использованию трудовых ресурсов.    Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.02.1967 года  № 113  «О мерах по улучшению использования трудовых ресурсов»  предлагалось организовать Госкомитет по использованию трудовых ресурсов в Совмине РСФСР.  Уже через неделю 17 февраля,  выходит Указ президиума Верховного Совета РСФСР  «Об образовании Государственного комитета Совета Министров РСФСР  по использованию трудовых ресурсов». Осенью этого же года  Госкомитетом была утверждена инструкция по организации трудоустройства населения, а также информирования населения о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих.  Обязанность по трудоустройству населения и информированию о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочей силе в инструкции возлагалась на управление и отделы трудовых ресурсов Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов Москвы и Ленинградской области в соответствии  с Постановлением Совмина РСФСР от 17.02.1967 года.
В 1969 году происходит знаковое событие в системе трудоустройства в РСФСР.  Приказом Госкомитета Совета Министров по использованию трудовых ресурсов № 34 от 21.05.1969 года в городах РСФСР организовались бюро по трудоустройству и информирования о потребностях предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих.  Этим приказом утверждалось положение о бюро по трудоустройству и информирования населения, типовые штаты, порядок расчетов за услуги, оказываемые бюро предприятиям, стройкам и организациям.   Начальникам управлений и отделов по использованию трудовых ресурсов предлагалось составить перечень городов с населением свыше ста тысяч жителей,  в которых целесообразно было организовать бюро по трудоустройству.
В Комсомольске-на-Амуре бюро по трудоустройству не было образовано.  Функцию по управлению трудовыми ресурсами оставила за собой исполнительная власть города. Проблемы решались, что называется, по мере их поступления.
Например,  решением исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся  «О порядке проведения на территории г. Комсомольска-на-Амуре трудоустройства молодежи, оканчивающей среднюю школу и не получившей среднего образования»  № 479 от 08.07.1969  года  создается комиссия во главе с заместителем председателя исполкома.   Основная  нагрузка по проведению этой работы ложится на заместителя председателя комиссии,  уполномоченного по использованию трудовых ресурсов.   Он обязан своевременно обеспечивать  ГОРОНО   сведениями о потребности предприятий, строек и организаций в рабочей силе по профессиям с отражением сроков и методов обучения,  заработной платы в период обучения и после присвоения разряда.
Принимаются решения исполнительной властью о планах трудоустройства инвалидов,  о подготовке трудовых резервов,  о приеме переселенцев, организационном наборе,  о  трудоустройстве освободившихся из мест лишения свободы,  об итогах  трудоустройства молодежи  по другим проблемам движения и  эффективного использования   трудовых ресурсов.  Этим занимаются наблюдательные комиссии, отделы  исполкома по  труду, народного образования, плановый отдел и другие структуры исполнительной власти.   Однако уже тогда город нуждался в структуре,  которая взяла бы на себя посреднические и организационные функции во взаимоотношениях между предприятиями,  стройками, организациями и трудовыми ресурсами.
В соответствии с Законом РСФСР  «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР»   городской Совет ведет учет и регулирует распределение трудовых ресурсов на территории города,  принимает меры по их рациональному использованию,  организует трудоустройство граждан,  осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях и другие права и обязанности в области труда и подготовки кадров.
В целях обеспечения указанных обязанностей решением крайисполкома № 288 от 8 августа 1978 года  в  городе создано городское бюро по трудоустройству и информации населения.
В связи с созданием бюро,  исполнительный комитет городского Совета народных депутатов решил:
1.    Утвердить правила трудоустройства и информации населения города согласно приложению.
2.    Руководителям предприятий, организаций и учреждений принять к руководству правила трудоустройства.
3.    Руководство работой городского бюро возложить на первого заместителя председателя горисполкома тов. Иванова В.Д.
Бюро по трудоустройству и информации населения было образовано в г. Комсомольске-на-Амуре  решением крайисполкома № 288 от 08.08.78 года.    Соответствующее решение исполкома Комсомольского-на-Амуре городского Совета депутатов трудящихся принимается 24.04.1979 года.   Этим решением утверждались правила трудоустройства и информации населения города.
Позже  деятельность городского бюро по трудоустройству будет регламентирована Постановлением исполкома и бюро Комсомольского-на-Амуре горкома КПСС № 213 от 05.04.1984 года.  В нем порядок трудоустройства был определен с учетом опыта первых лет работы городского бюро по трудоустройству.  
Первым заведующим бюро была назначена  Корешкова В.И.   В штате бюро  в 1979 году  кроме заведующей числилось еще три специалиста:  старший бухгалтер, экономист и старший инспектор.
В 1986 году заведующей бюро становится Рахвалова Н.К.,  а через два года она   возглавила городской объединенный Центр по трудоустройству,  переобучению и профориентации населения.   В структуру с таким названием было преобразовано бюро по трудоустройству решением исполкома Комсомольского-на-Амуре городского совета народных депутатов № 223 от 29.11.1988 года. Эта организация и стала непосредственным предшественником Комсомольского-на-Амуре городского центра занятости населения.

Образование городского Центра занятости населения.

В результате социально-экономических преобразований на рубеже 80-90 годов  безработица в России  была официально признана как социальное   явление.   Для того,  чтобы придать этому явлению управляемый,  регулируемый характер, в Российской Федерации было образовано 2,5 тыс.  органов Федеральной службы занятости.
Решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 12.04.91г  № 81   «О создании государственной службы занятости населения  в Хабаровском крае»   Центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения   города Комсомольска-на-Амуре реорганизован в Центр занятости населения.
Впервые в  г. Комсомольске-на-Амуре появилась организация нового типа,  которая на основании закона о занятости приступила к  осуществлению политики содействия занятости населения, к обеспечению гарантий государства по реализации  Конституционных  прав жителей города на труд и социальную защиту от безработицы.
Центр занятости начал работу по регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы,   к регистрации безработных граждан и их материальной поддержке,  профессиональному обучению и профессиональной ориентации,  социальной адаптации на рынке труда,   организации Ярмарок вакансий учебных и рабочих мест,  информированию населения и работодателей,  организации общественных работ,  организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет,  временного трудоустройства граждан особо нуждающихся в социальной защите,  временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет  из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования,  ищущих работу впервые,  содействию гражданам в предпринимательской деятельности,  содействия занятости в условиях массового высвобождения, оказанию  предприятиям финансовой помощи для сохранения и создания дополнительных рабочих мест.
В короткий срок деятельность ЦЗН становится значительным и в то же время привычным явлением социально-экономической жизни города.  За первые пять  неполных лет с 1991 по 1995 год  в Центр обратилось более семидесяти тысяч человек,  зарегистрировано безработными около тридцати тысяч.    Всего за 20 лет работы  298328   и   162813  человек соответственно.
В период с 1991 по 1996 год   Комсомольский-на-Амуре Центр занятости населения был территориальным.  С 1  октября 1991 года  ему были подчинены Комсомольское и Солнечное бюро занятости населения.   Приказом  директора Хабаровского краевого центра занятости населения  Ю.А.Котельникова  от 23 сентября 1991 года  № 102    на  Комсомольский-на-Амуре  ЦЗН  возлагалась разработка и реализация совместно с районными бюро основных  направлений политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территориях районов, прогнозирование и анализ состояния рынка труда,  разработка районных  программ занятости,  организация профессиональной подготовки,  переподготовки и повышения квалификации граждан,  профессиональная ориентация,  создание  материальной базы, компьютеризация. Едиными были средства фонда занятости и финансовое управление.  Заведующая бюро Солнечного района Власова Т.И. была принята на работу в Комсомольский-на-Амуре Центр занятости населения 17 июня, а заведующая бюро Комсомольского района Солощенко Л.Ф.   1 июля 1991 года.
С 1 января 1993 года   районные бюро занятости  были переименованы в районные центры занятости населения,  а в соответствии с приказом директора Хабаровского краевого центра занятости населения от 16.02.1996 года  № 276  со 2  января 1997 года  Комсомольский  и  Солнечный районные центры были переведены на самостоятельный баланс со статусом юридического лица  в форме государственного учреждения,  являясь структурным подразделением краевого центра занятости населения.
 

ТРИ ДИРЕКТОРА Центра занятости

Надежда Константиновна РАХВАЛОВА
Надежда Константиновна окончила Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, факультет «Самолетостроение». Работала инженером по подготовке производства, старшим инженером на ОАО «КнААПО», затем инструктором и зав. отделом пропаганды Ленинского райкома партии.
В 1986 году назначена заведующей Комсомольского-на-Амуре бюро по трудоустройству и информации населения, а в октябре 1988 года – директором городского Центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения при отделе по труду крайисполкома.
С 1991 года – директор Комсомольского-на-Амуре городского Центра занятости населения.
 

Александр Андреевич ИВАНОВ
Александр Андреевич окончил Комсомольский-на-Амуре политехнический институт, получив специальность инженер-механик. Сначала работал в институте -  ассистентом кафедры «Технология машиностроения».
С 1976 года – на комсомольской и партийной работе. Возглавлял  Центральный райком  ВЛКСМ, отдел пропаганды и агитации Центрального райкома КПСС, идеологический отдел горкома КПСС.
В 1991 году поступил на работу в городской Центр занятости населения заместителем директора.
С 1997 года – директор городского Центра занятости населения.
 

Геннадий Сергеевич САВОЧКА
Геннадий Сергеевич трудовую деятельность начал в 1966 году на судостроительном заводе сборщиком.  Затем окончил политехнический институт по специальности судостроение и судоремонт и продолжил работу на заводе мастером, инженером по научной организации труда.
Затем работал в народном контроле, в партийных органах Центрального района города.
В 1991 году принят на работу в городской Центр занятости населения. Сначала главным специалистом, вскоре возглавил отдел трудоустройства, затем занял пост заместителя директора городского Центра занятости. Геннадий Сергеевич покинул пост директора ЦЗН в ноябре 2016 года.

Добавить комментарий

Plain text