Как мы защищаем себя

На основании личного опыта мы знаем, что наша психическая жизнь не ограничивается жизнью сознания. Более того, нередко с нами происходят вещи, которые непонятны сознанию и с трудом контролируются им. Мир, лежащий вне сознания, не умеет говорить с помощью слов. Представляет ли он собой хаос или имеет какую-то структуру? Как взаимодействует с миром сознания? Как человек организует свое психическое пространство и сохраняет его устойчивость?

Психоаналитики  считают, что существуют определенные механизмы, помогающие человеку преодолеть тревогу и страх, восстановить эмоциональное равновесие; механизмы, с помощью которых сохраняется собственное достоинство человека.

Эти механизмы были названы защитными.

Они находятся в бессознательном; их цель – оградить сознание от негативных, травмирующих переживаний.

Защита включается при возникновении чувства неполноценности, в ситуации, когда эмоциональная задетость происходящим столь велика, что человек больше не способен противостоять ситуации, его внутренние ресурсы превышены.

Что же это за ситуация такая? Речь необязательно идет о невыносимом несчастье или чужом коварстве и измене. Это может быть проблемная ситуация или конфликт, которые для человека важны, но он не может их решить, и у него рождается тревога. Человек утратил одобрение кого-то, чьим мнением дорожит, перестал уважать себя (потерял «лицо», подвергся публичному осмеянию) или любить себя (порицает какие-то свои поступки или черты характера, чувствует вину или ненависть к себе).

Знакомая для женщин ситуация: хочется быть красивой, изящной и одновременно кушать вкусненькое… Ароматы из кухни, витрины продовольственных магазинов – все влечет к себе, манит, снится. Да и неприятности привыкла заедать сладким… И желание быть красивой – такой, как актрисы из кинофильмов, – желание носить одежду, подчеркивающую красоту тела… Оба мотива столь сильны и противоречивы, что возникает душевный дискомфорт…

Проблемная ситуация рождает тревогу, требует предпринять какие-то действия. Но легко ли решить проблему или конфликт?

Такое поведение, когда человек отказывается от конструктивного разрешения ситуации, однако находит способ уменьшить переживаемый дискомфорт, и есть защитное поведение.

Разрушающие приемы, с помощью которых человек пытается защититься от проблем и кризисов, притупить чувствительность к беспокоящей ситуации, убежать от реальности – это алкоголь, никотин, фармакологические препараты, наркотики.

Любая защита подобна плотине на пути разливающейся реки. На время она останавливает поток, но вода продолжает давить, и если плотина будет сломана, река принесет большие разрушения. Так и защитное поведение: проблемы не решаются – с ними производятся некие манипуляции, в результате которых проблема загоняется вглубь, где она не заметна. Но не исчезает и в удобный момент всплывает из бессознательных глубин на свет.

Механизм «зеленого винограда»

Помните еще школьную программу по литературе? Была такая басня Эзопа «Лисица и виноград» в пересказе дедушки Крылова. Голодная лиса увидела кисть отборного винограда, который, увы, висел слишком высоко. Желая  достать лакомство, лиса целый час билась над решением этой задачи, но ничего не смогла придумать. Она вынуждена была уйти несолоно хлебавши. Уходя, лиса стала убеждать себя: «На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Красивая горсть зрелого винограда обесценивается, ее возможная польза принижается.

Так и человек подчас внушает себе, будто его первоначальные стремления были ошибочными. Дело не в том, что достижение желаемого невозможно, а в том, что нет смысла тратить столько усилий на решение этой  задачи.

Механизм «сладкого лимона»

Суть этого варианта рационализации можно выразить словами: «А лимон-то – сладок!» Человек преувеличивает ценность того, что достиг, подслащивает горькую пилюлю: «У других и этого нет!» - говорит он.

Возможно, именно поэтому не вполне успешные люди с удовольствием узнают о несчастьях других людей, больные – о болезнях знакомых или коллег. Благодаря действию такой защиты можно перенести неудачу, сохранив свое лицо; не так тяжело переживать неуспехи или свалившееся на голову несчастье. «У других-то еще хуже!»

Механизм «где бы я был, если бы мне не мешали»

Когда не удается достичь поставленных целей, неудачу пытаются объяснить «объективными внешними факторами». Ими могут быть другие люди или группировки, несчастливые обстоятельства, трудные времена, враждебные силы. Объяснение выглядит правдоподобно и нередко бывало именно так. Порой удается не только снизить переживание вины, но и снискать внимание, заботу и поддержку окружающих.

Вытеснение, подавление, репрессия

Если человек испытывает чувства или желания, противоречащие его моральным устоям, то ощущает потребность скрыть, что такие чувства у него есть. «Сущность подавления состоит в удалении чего-то из сознания и удерживании на расстоянии от сознания» (Фрейд).

Однако запретные, нежелательные, неприемлемые чувства постоянно тревожат, рвутся наружу. Нельзя навсегда преградить путь лаве, засыпая камнями жерло вулкана. Поэтому человеку нужно регулярно расходовать энергию, чтобы не пропустить нежелательные чувства в сознание. Здесь прячется источник многих кошмаров, бессонницы, экзистенциальных страхов. Недаром говорится, что сны – отражение тайных желаний. Ночью наш часовой засыпает, и запретные неудовлетворенные чувства, ранящие переживания прилетают из бессознательного, чтобы разыграть пьесу наших сновидений перед внутренним взором спящего… Учение о вытеснении – важная часть психоанализа. Вытесненные воспоминания и переживания не в силах проникнуть в сознание в первоначальной форме. Но они проявляются  в обыденной жизни: в обмолвках, описках, юморе, когда человек, не желая этого, может проговориться о своих истинных чувствах.

Частный случай вытеснения:

Отрицание реальности

Иногда этот механизм называют «отрицанием посредством фантазирования». Водитель сбивает пешехода и уезжает с места происшествия, оставив раненого на дороге. Если потом он скажет, что пешехода не заметил, не значит, что он сознательно лжет: возможно, он убедил самого себя, что дело обстояло именно так. «Если бы я его видел, то обязательно остановился!» По З. Фрейду, человек может либо просто отрицать, что существуют угрожающие внешние факторы, либо заменять их на воображаемые, например, бегством в грезы.

Использование какой-либо одной  защитной техники часто приводит к появлению других. Одного способа защиты психике может не хватить, чтобы вытеснить неприятное содержание.

Результатом вытеснения может быть замещение.

Замещение

Как вы уже поняли, арсенал средств борьбы с травмирующими влечениями и воспоминаниями у нашей психики чрезвычайно велик. Она может вытеснить травму из сознания, замещая её чем-либо иным (ошибочными действиями, невротическими симптомами). К замещению относят перенос, реактивное образование, потерю памяти.

Перенос

Иногда чувства переносятся с объекта, вызывающего тревогу, на другой, не имеющий отношения к конфликту.

Это происходит, если человеку невыносимо осознавать, что он плохо относится к тому, что для него очень ценно (ребёнок, родитель, группы людей). Или он понимает, что выразить истинное отношение для него опасно, например, если он испытывает негативные чувства по отношению к начальнику.

Поэтому он может выместить свои чувства на другом человеке или предмете («козёл отпущения»). «Козёл отпущения» находится в подчинённом положении, располагается ниже на иерархической лестнице, слабее. Нагруженный негативными эмоциями человек кричит на подчинённого или членов семьи, пинает собаку или бьёт посуду на кухне. Выплеск негативных эмоций снимает напряжение, при этом человек может уверять себя, что «козёл отпущения» и в самом деле был причиной его негодования. Вандализм по отношению к вещам, месту своего обитания – тоже проявление такого эмоционального переноса.

Иногда человек переносит положительные эмоции (например, свою любовь) с одного человека (неблагодарного ребёнка) на животное – собак и кошек. Он может вам рассказать множество историй, подтверждающих факт самоотверженной любви домашнего любимца к своему хозяину, повторяя: «Человек не может быть таким преданным, как животное».

Реактивное образование или комплекс

Мы должны соблюдать правила общежития. Но что мы должны соблюдать безусловно, а что нет? Где пролегает граница между «нельзя никогда» и «иногда можно?» Её сначала устанавливают для человека родители, а потом он должен определять её сам. Если человек слишком требователен к себе, то ему покажутся неприемлемыми слишком многие чувства, которые он испытывает. Особенностью реактивного образования является, когда неприемлемое чувство заменяется противоположным (неприязнь к ребенку – преувеличенной заботой о нем). Возможны иные варианты, когда ненависть заменяется любовью, любовь – ненавистью. Отрицаемая потребность должна изменяться снова и снова. Поэтому в поведении человека появляется преувеличение, ригидность и экстравагантность.

 Компенсация

Если у человека имеется физический недостаток, который мешает ему достичь желаемой цели, он может каким-то образом восполнить, компенсировать свой недостаток.

Хромой лорд Байрон занимался плаваньем, боксом и постоянно завоёвывал внимания женщин, обесценивая свой физический недостаток.

Известный древнегреческий философ Демосфен был хилым, некрасивым и косноязычным, у него болезненно подёргивалось плечо. Однажды дядя взял его в суд послушать известного оратора. Выступление произвело на молодого человека такое сильное впечатление, что он решил стать оратором во что бы то ни стало. На несколько недель он запирался в погребе, где работал над собой, тренируя свой голос и память, декламируя стихи и речи, и не выходил оттуда, пока поставленная задача не была выполнена. Для исправления дикции учился говорить со ртом, набитым речной галькой; а над подергивающимся плечом подвешивал меч. Тренируя дыхание, произносил речи во время подъёма на крутые склоны гор. Дефект был не просто компенсирован, миру явился его величайший оратор.

Возмещение не всегда позитивно. Из труса может выйти тиран. В этом случае мы сталкиваемся с гиперкомпенсацией.

Проекция

«Все такие же, как и я», – следовательно, одинаковы мотивы и цели наших поступков.

Мы склонны приписывать другим те качества, побуждения и намерения, которые свойственны нам самим. Часто – чтобы оправдать свои не очень моральные поступки. «Все так поступают», – говорит человек, принявший взятку. Таким образом, он избегает чувства вины. Замечая у других собственные недостатки, наказываем их за это, и нам становится легче. Например, муж, который изменяет жене, мучает её своей ревностью, подозревая в измене. Нетерпимость – нередко результат работы проекции.

Идентификация

Человек отождествляет себя с каким-то другим человеком, группой людей, у которой есть качества, которые отсутствуют у него самого: красота, сила, власть. Чувствуя себя слабым, маленьким, он начинает ощущать гордость и могущество, переживая единение с сообществом, к которому себя причисляет. Это может быть и телевизионная звезда, и дворовая компания, и политическая партия, религиозная конфессия, нация. Однако человек может идентифицировать себя и с неодушевленным объектом («я – крутой, потому что у меня есть «крутой прикид», «крутая тачка», «я учусь в крутом вузе», «работаю в крутой фирме»). Тот, с кем человек идентифицирует себя, ощущается как стоящий выше.

Необходим диалог с этим образом, нужно осознать, что образ – это нечто отдельное от меня, другое. Важно проанализировать, зачем нужна идентификация с ним, чтобы избавиться от иллюзий.

 Фиксация

Если у человека сложились стереотипы в определенной ситуации, которые принесли ему успех, или, наоборот, неудачу, - может возникнуть тенденция к сохранению и воспроизведению этих стереотипов в дальнейшем. Например, юноша на дискотеке быстро завоевал симпатию девушки, ведя себя определенным образом. В следующий раз, желая добиться успеха, он будет стремиться воспроизвести удачную манеру поведения.

Изоляция

При таком способе защиты связь между событиями и эмоциональным отношением к нему не осознается, неприятные эмоции блокируются. Событие будто случилось с кем-то другим. Дети в игре могут приписать игрушке поведение, которое им самим родители не разрешают проявлять. Так рождаются искусственные ритуалы, привычки, которые позволяют отдалить травмирующий фактор (например, человек считает, что если наденет любимый костюм, то сдаст экзамен).

Регрессия

Регрессия – возврат к формам поведения, характерным для прошлого,  чаще всего для детского возраста. Каждый человек, даже хорошо адаптированный к действительности, прибегает к этому способу защиты, чтобы спустить пар, ослабить тревожность. Взрослые люди грызут ногти, сосут палец, капризничают, одеваются как дети и делают другие «детские вещи».

Вы узнали о путях, которыми душа бежит от реальности (репрессия), исключает реальность (отрицание), переопределяет реальность (рационализация), обращает реальность (реактивные образования), уходит от нее (регрессия). Защита свидетельствует о тревожном восприятии мира, недоверии к нему и себе. Человек должен защищаться, иначе он погибнет. И хотя защита смягчает напряжение, проблему все равно когда-то придется решать. Потому что иначе навредишь себе. Известный психолог К. Холл говорил: «Защита связывает психическую энергию, которая могла бы быть использована в более полезной деятельности… Когда защита становится очень влиятельной, она уменьшает способность к адаптации…»

 

                                                                     По материалам статьи М. Черняевой

Предыдущая статья Работу на лето искать здесь!
Следующая статья Всего два свободных места!

Добавить комментарий

Plain text